На сексуальную функцию могут так или иначе влиять все психические расстройства, а также используемые для их лечения препараты. Если совсем кратко: почти все психические расстройства и препараты могут вызывать, и в той или иной мере вызывают сексуальную дисфунцию. Синдромологически это: эректильная дисфункция, расстройства эякуляции, снижения сексуального влечения, нарушения оргазмической функции, а также сексуальные партнерские дисгармонии. Но, на что хотелось бы обратить внимание, наличие психического расстройства не исключает отсутствие патологии в нейрогуморальной, сосудистой и генитосегментарной сферах. Поэтому, если жалобы пациента не являются бредом, пациент не в психозе, и у него не выражен эмоционально-волевой дефект, то есть смысл проконсультироваться с сексологом.
Вначале о побочных действиях препаратов.
Теперь о психических расстройствах. Которые разделим на две группы: с преобладанием конституционально-эндогенных факторов и с преобладанием экзогенных факторов. В обоих группах психические расстройства могут проявляться в качестве стержневого синдрома (т.е. быть основной причиной сексуальной дисфункции) или играть роль преморбидного фактора, способствующего формированию сексуального нарушения. Также надо отметить, что сами сексуальные дисфункции могут приводить к формированию невротических расстройств, а также служить почвой для психотических синромов. По данным Васильченко (данные середины 80-х годов) преморбидное психопатологическое отягощение установлено у 63,4% мужчин, обратившихся за сексологической помощью.
При этом акцентуации характера у подавляющего большинства играют роль фактора, предрасполагающего к формированию сексуального расстройства. Они имеют тесную корреляцию с молодым возрастом больных, отличаются меньшей длительностью сексуального расстройства и чаще вписываются в рамки таких стержневых синдромов, как мнимые сексуальные расстройства, дезактуализации и неврозы.
Психопатии предстают в качестве предрасполагающего фактора так же часто, как и в роли стержневого синдрома. Они коррелируют с более старшим возрастом и чаще всего вписываются в рамки семейных дисгармоний с первичным нарушением межличностных взаимоотношений.
Эндогенные психозы проявляют четкую тенденцию к положению стержневого синдрома. Любой эндогенный психоз может нарушать сексуальную функцию во первых, за счет аффективных колебаний, ипохондрической фиксации и бредовых интерпретаций различных проявлений сексуальности. Во вторых, за счет изменений личности, наступающих при длительном течении психического заболевания в диапазоне от психопатоподобных проявлений, нарушающих социальные коммуникации больного, до грубых проявлений психического дефекта, исключающего возможность партнерских отношений. В третьих, за счет патогенных влияний, связанных с побочными действиями лекарственных препаратов. И в четвертых, необходимо отметить роль нарушений психосексуального развития под влиянием деформированного воспитания в семьях, больных психическими расстройствами. У женщин, наряду с торможением сексуальных функций, нередко прояляется повышенное сексуальное влечение, расторможенность сексуального поведения, без критического отношения к болезни и социальным нормам.
При эпилепсии, специфические изменения личности безусловно создают сложности в партнерских взаимоотношениях, плюс длительное медикаментозное лечение. Самостоятельную роль в развитии секесуальных расстройств отдают височной и диэнцефальной эпилепсии. При височной эпилепсии отмечается угнентение всех компонентов сексуальности. Под влиянием противосудорожной терапии сексопатологические проявления смягчаются. При диэнцефальной эпилепсии сексуальные расстройства связаны с гипоталамическим поражением, и как следствие, реализуются через нкейрогуморальные механизмы нарушения сексуальноси.
Больные МДП за сексологической помощью практически никогда не обращаются. Тут понятно: депрессия – не до секса, мания — нет жалоб.
Все формы умственной отсталости выступают в роли сопутствующего синдрома. При олигофрении наблюдается задержка психосексуального развития, соотносящаяся с глубиной интеллектуальной недостаточности. Наблюдается торможение сексуальности в целом, трудности сексуального дебюта. При сильной половой конституции, сочетающейся с органическими причинами снижения интеллекта, может быть расторможенность секусального поведения.
Что касается неврозов, то это самая частая из психологических причин, выступающая в качестве стержневого синдрома сексуального расстройства. В сексологическом отношении невротические синдромы можно разделить на две группы: с первичным поражением сексуальной сферы и с вторичным вовлечением этой сферы в клиническую картину невроза. У мужчин, невротические синдромы с первичным вовлечением секусальной сферы встречаются приблизительно в три раза чаще, чем синдромы с вторичным вовлечением сексуальной сферы. Их основную часть составляют тревожно-фобические формы (61,1%) и астеноневротические (38,9%), при полном отстутствии нарушений истерического типа. Средии синдромов, с вторичным вовлечением сексуальной сферы на первом месте астено-невротические формы (76,5%), на втором тревожно-фобические (19,5%), истерические формы (4,9%). У женщин, при первичном психогенном поражении сексуальной сферы, формирутеся невротический срыв, который в большинстве случаев приобретает затяжное течение (у 65,7%), в остальных 34,4% случаев невротический срыв имеет острое течение с быстрым началом и развитием невротических проявлений. У 76,2% наблюдается истерический срыв, у 20% неврастенический и у 3,8% тревожно-фобический. Вторичное вовлечение сексуальной сферы в клиническую картину невроза, вызванного несекусуальными причинами, у женщин наблюдается чаще чем у мужчин. Но они реже в подобных случаях обращаются за помощью. Механизмы развития в группе невротических синдромов, в целом – невротические.
Подводя итог, хотелось бы сказать, что если есть у пациента запрос – направляйте на консультацию. Если у пациента запроса нет, то на всякий случай, надо в процессе рутинного сбора жалоб, между прочим, уточнить, нет ли нарушений в сексуальной жизни. И если есть, предложить проконсультироваться у сексолога. Учитывая, конечно, перед направлением то, о чем я говорил в начале: если жалобы пациента не являются бредом, пациент не в психозе, и у него не выражен эмоционально-волевой дефект.